Все, кто хоть раз бывал в Азии, никогда не забудут сумасшедшее дорожное движение. Да, так это и выглядит со стороны пешехода! Все куда-то мчатся, кого-то обгоняют, постоянно сигналят, не реагируют на свистки, не притормаживают, когда ты хочешь перейти дорогу, знаков практически нет (только на туристическом юге), светофоров тоже, дороги узкие, а вместо обочин канавы…кошмар, в общем!
Конечно, мне пришлось арендовать «мотобайк», по-нашему просто скутер, так как передвигаться пешком вдоль дорог очень опасно, да и расстояния на Бали не маленькие. Байк — это свобода перемещений! Вы в любое время можете отправиться за продуктами, на любимый пляж, покататься по горам и водопадам и посмотреть достопримечательности. Если у вас нет байка, то вы привязаны к одному месту, либо вынуждены платить огромные деньги за такси.
На Бали аренда байка — дешевое удовольствие: в месяц 500 000 рупий (на 2014г.), если снимать посуточно, то цена возрастает в 2, а то и в 3 раза: 35-50 000 рупий/сутки.
Если вы остаетесь на острове больше, чем на полгода, то есть смысл купить подержанный байк за 3 000 000 рупий, а перед отъездом его продать. Первым делом при аренде байка осмотрите его на наличие повреждений и царапин (можете сфотографировать), затем проверьте тормоза (очень часто тормоза ослаблены) — покатайтесь туда-обратно с резкими остановками, послушайте, нет ли посторонних звуков при движении, и не забудьте про техпаспорт — это первое, что от вас потребует полицейский. Не умеете водить? Не беда! Управлять мотобайком можно научиться за пару дней, я, например, даже на велосипеде ездить не умею, но байк кое-как освоил.
Лучше всего для обучения выбрать свободную дорогу или футбольное поле. Балийцы адекватно реагируют на белых людей за рулем и имеют отличную реакцию, но сразу въезжать в бурный дорожный поток все-таки опасно и чревато аварией.
Перед началом движения обязательно освежите в памяти ПДД! Хотя на Бали правила нарушаются постоянно: езда по встречке, пересечение сплошных — дело нормальное, но к этому следует прибегать только в исключительных ситуациях.
Обязательно всегда одевайте шлем, защитные очки и, по возможности, штаны и кофты с рукавами! Местные крайне редко садятся за руль «раздетыми». В основном, все одеты в брюки и куртки. И это правильно, ведь если байк упадет на бок, то вы проедитесь открытой кожей по асфальту и получите обширные ссадины по всему телу, а одежда хоть как-то вас защитит. Раны в тропическом влажном климате заживали долго: около одного месяца.
Балийские пробки — это тоже отдельная история. Постарайтесь не выезжать в часы пик, иначе рискуете застрять на пыльной узкой дорожке в жару под 40 градусов! Когда видишь эту длинную цепочку стоящих машин, то понимаешь в чём преимущество двухколесного транспорта. Однако, если вы не уверены в своих силах, протискиваться между рядов машин не стоит!
Но если проходит какая-нибудь церемония, то даже байки обязаны смиренно ждать ее завершения! Особую роль в движении играют, конечно же, полицейские. Но раз уж вы решили сесть за руль на Бали, то будьте морально готовы к невероятной наглости с их стороны. Дело в том, что в Индонезии очень развита коррупция (даже больше, чем в России!) и полицейские всеми силами будут разводить вас на деньги.
Взятки берут повсеместно. Даже когда случается облава и на дороге стоят 20 полицейских, они останавливают тебя и требуют 200 000 при всех! Причем, штраф за езду без прав составляет 1 000 000, но они и в квитанцию выписывают 200 000 и тычат этой бумажкой тебе в лицо! Даже если вы в шлемах и не нарушаете ПДД, то вполне возможно, вас остановят и попросят оплатить штраф, за отсутствие международных прав! Я не имею международных прав категории А, тем не менее, после того как два раза мне пришлось оплатить «штраф», я решил найти метод избавления от этих назойливых дяденек в зеленой форме и, как вы уже поняли, это Венская конвенция.
Распечатав странички, где сказано, что российские граждане могут управлять транспортом на территории Индонезии с обычными правами старого образца еще несколько лет. Как ни странно, после того, как я положил бумажку в байк, меня ни разу не остановили. Наверное, полицейские, жадные до денег, могут определить туриста, с которого можно содрать взятку, а с которого нельзя.
На Бали на мотобайках ездят практически с самого рождения. Не раз удивлялась, когда видела на одном скутере целую семью: впереди сидит ребенок лет 5, сзади рулит папа, а мама кормит грудью младенца, сидя при этом на самом краю. Дети ездят в школу и обратно уже без сопровождения взрослых. Балийцы перевозят на своем двухколесном друге чуть ли не целые дома! Иногда столько нагрузят наверх, что самого водителя не видно.
Несмотря на все опасности такого способа передвижении и новизну для меня, я очень быстро влились в дорожную жизнь Азии и спустя время полюбил свой байк! Теперь для меня как-то странно ездить в автобусе или автомобиле, я чувствую себя в них крайне не комфортно. А байк — это действительно свобода! Ты мчишься по ночному острову, ветер обвивает лицо, отовсюду доносятся запахи костров, кваканье жаб… Это удивительное и ни с чем не сравнимое чувство!