Собор Парижской Богоматери духовное ядро французской столицы. Заложен в 1163 г. Людовиком VII и папой Александром III. Освящение Главного алтаря собора произошло в 1182 году. Иерусалимский патриарх в 1185 году провел в соборе торжественную службу. Строительство Собора продолжалось более 170 лет. К сожалению неизвестны имена зодчих, начинавших строительство Собора. Главными создателями Собора признаны два известных зодчих. Это Жан де Шелль и Пьер де Монтрейль, работавшие на строительстве Собора с 1250 года. Жан де Шелль (упоминаемый еще как Жан де Шель) родился в Шелле и умер, как предполагают, в 1265 году. Он был просто каменщиком и скульптором, но впоследствии стал выдающимся архитектором. Известно, что он строил боковые фасады Собора и его врата северные и южные. При Жане де Шелле приступили к строительству часовен нефов и к возведению хора.
Пьер де Монтрейль (упоминаемый еще как Пьер де Монтрей) был родом из Монтрея (ныне пригород Парижа) и умер в 1267 году. Он рожден был в семье архитекторов и стал одним из самых знаменитых архитекторов готики. В 1265 году Пьер сменил Жана де Шелля на строительстве Собора. Он возводил боковые часовни в южной части Собора и получил известность созданием Святой капеллы, над которой работал до самой своей смерти. На боковом фасаде Собора есть табличка с именем архитектора. Пьер де Монтрейль принял участие в возведении аббатства Сен-Дени и многих других. Он погребен со своей женой в капелле аббатства Сен-Жермен-де-Пре, которую сам и построил. На его надгробии изображён зодчий с инструментами и выгравирована эпитафия, называвшая его «доктором каменных дел».
Эти архитекторы переделали фасады и даже изменили пропорции Собора, сделав его более вытянутым. Они придали Собору окончательный облик, в котором мощное величие благородного западного фасада (строительство которого было завершено в 1245 году) дополняется изысканностью северного фасада (построенного Жаном де Шеллем) и утонченной гармонией южного фасада (законченного Пьером де Монтрейлем).
Прошедшие века коснулись и Собора. При Людовике XIV Короле-солнце прошла первая реконструкция Собора. В готический стиль Собора были внесены элементы барокко. Вихри Французской революции принесли беды в Собор и он чудом избежал сноса. Восстановление и реставрация Собора началась в 1841 году. Руководил реставрацией архитектор Виолле-ле-Дюк. Он родился в 1814 году в семье чиновника. Побывав на баррикадах в 1830 году Эжен Эммануэль стал учеником в архитектурной фирме Леклера. В 1840 году он занялся реставрацией средневекового аббатства по предложению Проспера Мериме. Затем он сорок лет посвятил реставраторской работе и умер в 1879 году.
Архитектор написал много книг, которые оставили яркий след в развитии науки и просвещения XIX века, не утратив своей силы и в наши дни. Его взгляды определили дальнейшее развитие искусства реставрации. В основе этих взглядов не только романтизм, но и архитектурный рационализм. Он считал, что важно выделить особые, индивидуальные черты постройки. А затем попытаться восстановить исходное стилевое единство, даже если для этого потребуется разрушить старые части и воспроизвести их по аналогиям.
В 1844 г. вместе с Жаном-Батистом Лассю он приступил к реставрации Собора. Это была грандиозная реставрация. За 23 года пятнадцать скульпторов, которыми руководил Жоффруа Дешоме, восстановили поврежденные скульптуры, заменили разбившиеся статуи. Был отреставрирован уникальный 90-метровый шпиль. Ремонт розетки западного фасада и практически полная переделка центрального витража западного окна-розы возродили Собор. Смелое решение архитектора о создании на фасаде Собора галереи химер привнесли таинственную атмосферу Средневековья. Не забыл он и себя запечатлеть в веках. Из всех статуй апостолов, стоящих на кровле Собора, вверх на шпиль смотрит только один. Это апостол Фома, а его лицо это лицо самого реставратора. Эта работа Виолле-ле-Дюка была достойно оценена и он вошел в шеренгу всемирно признанных архитекторов.